Иван Лаптев-Двоезайцев (ivan_sc) wrote in ru_guns,
Иван Лаптев-Двоезайцев
ivan_sc
ru_guns

Categories:

Ковров - родина АК-47


На днях мы отметили 90 лет М.Т.Калашникову. Отовсюду неслись ему поздравления и здравицы, он обласкан титулами и обвешан медалями. И подрабатывает рекламой оружейных журналов и винно-водочной продукции. А вот тех, кто вместе с ним создавал знаменитый автомат никто и нигде не вспоминает...
Бывший начальник опытного производства КБ "Арматура"(г.Ковров) с 1975 по 1992 год А.Волгин собрал документальные материалы времён создания АК-47. Давайте почитаем их и вспомним добрым словом всех тех, кто помогал Михаилу Тимофеевичу создать его шедевр...

1.Письмо на адрес:
Ковров Ивановской области, почтовый ящик № 27 (октябрь 1946 года) директору Фомину , военпреду Евстратову.

"Совместным решением Министерства вооружения и УСВ ГАУ на Ваш завод командируется изобретатель-конструктор Калашников, проект которого удостоен денежной премии 7 тыс.рублей. По этому проекту Конструкторскому бюро завода № 2 необходимо изготовить опытные образцы автомата в соответствии с Постановлением Совета Министров от 10 июля 1946 года и договором с УСВ ГАУ с таким расчётом, чтобы опытные образцы автоматов были поданы для сравнительных испытаний на НИПСМВО в декабре 1946 года. Для выполнения этой работы в столь короткий срок прошу Вашего указания об оказании всемерной помощи конструктору Калашникову прикомандированием к нему опытных чертёжников-конструкторов и технолога для разработки рабочих чертежей. Ввиду особой актуальности отработки конструкции автомата, прошу принять все необходимые меры к форсированию работ.
Начальник управления инженерно-артиллерийской службы генерал-майор Дубовицкий."

Прим.
НИПСМВО - полигон Московского военного округа.
Проект М.Т.Калашникова, удостоенный поощрительной премии был "за чертой призёров" . Первую премию не получил никто, вторая была присвоена проекту Н.В.Рукавишникова, третья - проекту Г.К.Коробова.

2. Резолюция директора завода Фомина (на указанное выше письмо):
"Долгушеву И.В. - главному конструктору - создайте все условия для работы т.Калашникову и обеспечьте окончание работы в срок под Вашу личную ответственность."
3. Письмо Александра Алексеевича Зайцева Д.Н.Болотину, автору книги "История советского стрелкового оружия и патронов" (22.06.91)

"Уважаемый Давид Наумович!
Все мои размышления привели к тому, что именно сегодня взялся написать... Знакомство наше с М.Т.Калашниковым состоялось в кабинете главного конструктора завода им.киркижа, где мне предложили помочь Мих.Тим. в разработке техдокументации на 7.62-мм автомат по утверждённому техпроекту. Для работы нам выделил отдельную комнату старший военпред завода Евстратов А.Д., так как у главного конструктора такого места не нашлось. Это был сентябрь 1946 года. Я только демобилизовался из армии и начал работать в ОГК с апреля 1946 года. Ознакомившись с 7.62 мм самозарядным образцом карабина под промежуточный патрон образца 1943 года и общим видом предполагаемого автомата, Мих.Тим. передо мной поставил задачу о проработке технического проекта и разработке полного комплекта технической документации на 7.62 мм автомат для изготовления опытного образца... Времени на испытание на полигоне было явно недостаточным.
После некоторых размышлений приняли решение работать круглосуточно, а так как я был ничем не связан с семейной стороны, то сделать это было легче всего, директор завода пристроил меня и Мих.Тим. на 2-разовое питание в столовую. Через месяц напряженного труда над чертежами вся техдокументация была передана в опытный цех для изготовления сразу 3 опытных образцов. Отдельные сложные детали (ствол, коробка, затвор и затворная рама) были сданы пораньше. В течение следующего месяца были изготовлены все детали.
В ноябре началась сборка 1-го опытного образца и были проведены первые испытания. Наш слесарь-отладчик Борис Павлович Маринычев всё время поговаривал, что нам сопутствует везение. Опытные образцы в 1946 г. были названы АК-1 и АК-2 (со вставным прикладом). Они наверняка хранятся в музее на полигоне. Сборка и отладка следующих 2 образцов и подготовка техдокументации для отправки на полигон тоже требовали много времени, мне приходилось готовить документацию, а Мих.Тим. со слесарем-испытателем проводили испытания. В конце 1946 года - все трудности позади, всё отправлено, я перехожу на другую работу, но из головы не уходит усовершенствование образца. Стал намечать некоторые доработки.
После испытаний на полигоне автомат АК-1 занял первое место и вышел во второй тур испытаний. Конкурентами были Дементьев-Ковров и Булкин-Тула. У них было больше поломок деталей в процессе испытаний на живучесть и задержек в ухудшенных условиях. При обсуждении результатов испытаний и образцов потенциальных противников Мих.Тим. колебался в проведении конструктивной доработки из-за недостатка времени. Но мне удалось его склонить к коренной переработке образца конструктивно (с целью улучшения эксплуатационных свойств), а также улучшению общего вида.
При доработке придавалось особое значение надёжности автоматики и технологичности. В общем, мы согласились на коренную переработку автомата и назвали его АК-47. В связи с тем, чтоработы много, а сроки поджимали, мы попросили у главного конструктора ещё одного тов. Это был инженер В.П.Пискунов. Он работал со мной 3 недели, разработал чертежи деталей ствольной группы, и я от него отказался, так как он мог работать только одну смену, и то медленно. Я работал круглосуточно, из завода уходил домой только в баню, да иногда в кино.
Да! Это было хорошее время. Почему-то работалось вдохновенно с душой. Все помогали, начиная от высокого начальства и кончая простым рабочим. Когда закончил все доработки, подготовил техдокументацию для запуска производства опытного образца для испытаний на заводе, сразу облегчённо вздохнул. Мы это дело отметили небольшим банкетом. Дальше все шло аналогично АК-1. После окончания испытаний на полигоне и утверждения на серию в 1948 году нам помогал уже в Ижевске В.И.Соловьёв. Он делал аналитические расчёты, чем очень помог при изготовлении опытной серии в Ижевске. Вот всё, что я мог написать спустя 45 лет... На этом заканчиваю, с искренним уважением А.Зайцев."

Прим.
Следует заметить, что конструктор Зайцев как и Калашников не имел образования оружейника. Он окончил ковровский техникум МПС (министерства путей сообщения). Зрелым конструктором-оружейником был В.И.Соловьёв, он 12 лет работал начальником опытного производства там, где создавали автомат. Так же следует отметить, что существенный вклад в разработку АК-47 внесли технологи В.И.Данилов и Н.С.Горчаков. Они, в частности, решили проблему с дефектами (трещинами) магазина и крышки ствольной коробки при штамповке этих деталей. В качестве материала ими была выбрана шведская сталь с крыши автомобиля "Победа" Горьковского автозавода.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments